Здорово в Андорре!

Город: Канильо
Время отдыха: Дата вылета январь 2013

Дата18.02.13 Хороший отзыв28 Ответов 3 Просмотрели11090

Поездка в Андорру родилась из мечты моей дочери покататься на лыжах  в «серьезных» горах во время своих последних студенческих каникул – в этом году она заканчивает университет. Компании молодежи для активного отдыха она не собрала, и по старой привычке  уговорила-таки меня поехать с ней вдвоем, для чего пришлось взять неделю отпуска в конце января. Времени на организацию поездки было немного, поэтому пошли по пути наименьшего сопротивления, и в ближайшем к дому Бюро путешествий «Марко Поло» заказали тур в Андорру.

Утром в субботу, 26 января мы погрузились в машину и без проблем доехали до заказанной заранее платной стоянки во Внуково, нашли её довольно быстро благодаря видеоролику в интернете и Юлиному iPad-у. Процедура постановки на стоянку и оформление договора заняли минут 15, Юля за это время воспользовалась услугой бесплатной упаковки и ей замотали наши рюкзак с сумкой ядовито-желтой пленкой, чехол с лыжами решили не заматывать – он и так тяжелый. Доставили нас на микроавтобусе к аэропорту очень быстро, благо подгоняли ехавшие с нами пассажиры, опаздывающие на свой рейс. В целом стояночный сервис понравился, хотя сама стоянка оказалась плохо очищенной от снега, кроме того, водитель высадил нас на эстакаде терминала «А» и нам пришлось в поисках своего «В» спуститься с багажом (чехол с лыжами, рюкзак и тяжелая сумка с ботинками плюс еще одна небольшая - как ручная кладь) на этаж ниже и пройти метров 200 до соседнего терминала.

Регистрацию и досмотр прошли без проблем, на досмотре нам даже милостиво разрешили не снимать обувь («у вас каблуки низкие, не снимайте»). За час до вылета мы уже сидели перед выходом на посадку, Юлька посетила все Duty Free, мы съели заботливо приготовленные женой на этот случай фрукты и пирожки.

Подошло время посадки, а затем и предполагаемого вылета (16:00), и на табло стали появляться сообщения о задержках: сначала на час, потом еще и еще… Где-то часам к семи женский голос из динамика сообщил «радостную» новость: из-за обнаруженной неисправности в Boeing-757 наша компания Ай-Флай приняла решение заменить самолет. Здесь во Внуково у них есть запасной Airbus-330 и нам его уже готовят. Время вылета объявлено 20:00, но скорее всего это будет не ранее 21:00…

Грустный прогноз подтвердился и вскоре тот же голос сообщил, что в соответствии с международными правилами, компания организует для нас раздачу воды и питание в ресторане Сбарро. В назначенное время мы пришли в этот самый ресторанчик и обнаружили огромную очередь желающих получить дармовую воду и талоны на питание. Минут 15 мы ждали, пока подошла очередь за талонами, получили не очень нужные нам бутылочки с водой (оставили их потом здесь же) и встали в другую нудную очередь за едой. Ресторанчик явно не был приспособлен для такого количества желающих потратить свалившуюся «халяву», а единственный работник, стоящий на кассе, не справлялся с потоком раздраженных людей. Многим не хватило кушаний на скудном «сбарровском» буфете, другие возмущались, что не вписались в заявленные 300 рублей, кричали уставшие дети и раздраженные пассажиры, уставшие от шума и бестолковщины. Я уже хотел было уйти от такого  «бесплатного сервиса», тем более, что незадолго до этого мы купили в буфете в зале посадки по сэндвичу и мороженому, но Юлька уговорила остаться – ее любовь к дармовщинке не позволила уйти ни с чем, да и перспективы вылета были пока туманными. По слухам, экипаж еще проходил предполетное медобследование.

Вся эта тягомотина затянулась до начала одиннадцатого вечера, когда нас наконец-таки повезли на место стоянки того самого Airbus-а. Выйдя из автобуса, мы увидели огромный лайнер, на корпусе и крыльях которого лежал толстый слой снега. Когда, наконец, всех рассадили (номера мест на посадочных талонах поменяли при выходе на посадку под новый самолет, но стюардессы в салоне все решили упростить, предложив нам занять свободные места – это, конечно, вызвало недовольство у некоторых любителей покачать права, а заодно выклянчить места получше, например, в пустующем бизнес-классе), нас опять обрадовали, что самолет еще будет проходить анти-обледенительную обработку и это займет какое-то время…

Когда, наконец, лайнер взлетел, мы уже не в состоянии были оценить его преимущества, сам же полет прошел достаточно быстро по сравнению с долгим ожиданием переноса. Мы посмотрели заготовленный дочкой фильм на iPad, еще раз перекусили  и поздно ночью сели в аэропорту испанской Барселоны. За бортом было 10 градусов тепла, показавшиеся нам жарой после московских морозов.

Процедуры в аэропорту прошли быстро и четко, пришлось только немного подождать футляр с лыжами – длинномеры здесь подавали на отдельном транспортере в конце зала. Погрузив наш скарб на тележку, мы потрусили к выходу, где уже нас ждали гиды, в том числе и наш, TezTur-овский. Мы быстро и без проблем нашли и погрузились в автобус, полюбовались на привокзальные пальмы и ряды чистеньких такси, прислушались к горячему каталонскому говору, и вот уже автобус помчался в сторону темнеющих вдалеке гор.

По дороге наш гид Андрей, несмотря на позднее время, честно выполнял свой долг, рассказывая об услугах TezTur и предлагал тут же купить у него ски-пассы, экскурсии, билеты и прочее. Мы сидели на передних сидениях, рядом с гидом, поэтому я все слышал и пытался сообразить, стоит ли нам у него что-либо покупать сейчас, или оставить это на потом. Юльку укачало, ее сморил сон, поэтому она половину гидовской болтовни не слышала, а решение пришлось принимать мне. Решил таки купить ски-пасс «пять из семи» дней в Грандвалиру – самый большой район катания. Стоило это удовольствие со скидкой немалые 376 евриков на двоих, но за то, что мы купили ски-пассы (по-местному «форфиты») у гида, нам еще полагались бесплатные талончики на ски-бус от отеля до места катания, что оказалось очень удобным, кроме того, можно было тут же расплатиться банковской карточкой. Остальные предложения мы решили обсудить позже, тем более, что гид обещал бывать ежедневно по утрам на месте катания в Энкампе и мы могли встретиться с ним этим же утром.

Автобус тем временем проехал Каталонию и достиг границы с Андоррой. Глубокой ночью мы пересекли границу Испании (из маленькой полицейской будки никто даже не вышел), и через несколько метров подъехали к такой же будке с андоррскими флагами. Пограничник о чем-то поговорил с водителем и гидом, и автобус беспрепятственно въехал в маленькое горное княжество.

Минут через 20 мы достигли андоррской столицы, автобус стал останавливаться на ее узких улицах и высаживать уставших путников возле отелей. Вскоре мы переехали мост через реку, проехали остроконечные башни комплекса «Кальдео», и поехали по улочкам столичного пригорода Эскальдеса. Вторая по счету остановка здесь оказалась нашей.

Выйдя из автобуса, мы выгрузили багаж, и гид показал нам наш отель Delfos– он оказался совсем неподалеку от остановки, к нему вела узкая и короткая улочка с односторонним движением. Сонный дежурный на ресепшн отеля не говорил по русски, а по-английски знал примерно как я. С грехом пополам объяснились: он почему-то забрал все наши ваучеры вместе с копиями, снял копию Юлькиного паспорта, (пытался прочитать вслух фамилию, но увы, безуспешно) потребовал зачем-то банковскую карточку. Я от этого требования немного опешил (вдруг он решил снять с нас деньги за проживание?), но Юля успокоила – «Помнишь, гид говорил, что они только номера карточки записывают?». Гид действительно по дороге что-то такое рассказывал, но это было про порядки в прокате лыж. Ладно, дал ему карточку Ситибанка, тот действительно стал номер записывать, а я подумал – а если бы у нас ее не было, многие ведь и сейчас только наличные признают.

Наконец, почти в пять утра по местному времени мы попали в номер. Он оказался довольно просторным и удобным, все было чисто и цивильно. Из окна открывался красивый вид на ночной город и окружающие темные горы. Несмотря на усталость и позднее время, мы решили долго не спать и не менять наши планы, согласно которым в этот день мы должны были уже кататься на лыжах.

Встали в десять, чтобы успеть на завтрак. Спустились в ресторан, оценили местный шведский стол, понравилось. Выбор достойный, много мясных закусок, сосиски, сыр, овощи, фрукты, много выпечки, напитки. Юлька натаскала порезанных на кусочки дыни и арбузов, еще и с собой что-то из фруктов взяла. Мы переоделись в лыжную амуницию, взяли лыжи, рюкзак с ботинками и Юлин шлем и со всем этим скарбом пошли искать остановку автобусов L2, L3, L4, один из которых должен был доставить нас в соседний городок Энкамп к подъемнику Фуникамп. Остановка оказалась примерно там же, где мы высадились ночью, на главной торговой улочке Карлемань. Автобуса ждать пришлось недолго, и минут через 15 дороги в гору он привез нас к цели.

Здание подъемника оказалось рядом с остановкой, на первом этаже мы сразу нашли столики туроператоров, за одним из которых сидел такой же невыспавшийся, как и мы, наш гид Андрей. Мы сразу попросили его помочь нам со шкафчиком в камере хранения, и о, чудо! – единственный свободный шкафчик у соседнего туроператора «Натали-Турс» оказался в нашем распоряжении. Договорились арендовать его на пять суток, так как вынашивали идею в один из шести дней поехать кататься в другой район катания, на Валлнорд. Решение это оставили на потом, а пока переоделись в лыжные ботинки, оставили рюкзак и цивильную обувь в шкафчике и поднялись по эскалатору на второй уровень, где сели в кабинку подъемника. Кабинка оказалась довольно приличных размеров, человек на 20 народу с лыжами и сноубордами. Поднимает на вершину сектора Энкамп с промежуточной станцией минут 20-25. Оттуда можно попасть в любую точку огромного комплекса Грандвалиры – районы Сольдео, Эль-Тартер, Грау-Роч, Пас-де-ля Каса и Канильо. Я, признаться боялся потеряться в этой с непривычки сложной системе подъмников, трасс различной сложности и не очень понятной с непривычки системе обозначений и маркировок. Трассы в принципе, размечены, но в отличие от Буковеля, например, имеют каждая свое имя, а не номер, номерами обозначены цветные вешки на трассах.  Имена трасс каталонские, некоторые читаются с трудом, да и самих трасс очень много, поэтому с непривычки было сложновато ориентироваться.

Юля в отличие от меня как-то сразу во всем разобралась и взяла на себя роль лидера. На меня же очень подействовал тот факт, что после 16 часов начинают останавливать подъемники, и нужно к этому времени успеть вернуться в свой район катания. Приехали мы на гору где-то после 12,  и я вскоре стал нервничать, что заехав куда-то далеко, не сумеем вовремя вернуться. Тем не менее, мы начали осваивать склоны, договорившись кататься в первый день на сине-красных трассах. Впрочем, деление это весьма условное: даже на синих трассах нам встречались трудные участки вроде узкого оврага-трубы (трасса riu de les solanelles), весьма резкие спуски  и т.п.

Часам к двум мы спустились к месту со странным названием Riba Escorxada, где возле нескольких подъемников сектора Эль-Тартер расположились ресторанчики фастфуда и толпился народ. В одном из них, напоминающем Макдональдс, заказали по салату, картошке-фри и баночке пива. Передохнув на высоких барных стульчиках, снова вышли на трассы. День был пасмурный, на небе клубились тучи, цепляющиеся за окружающие нас горы. Я со своим неважным зрением стал плохо различать рельеф трасс, неровности и кочки. В какой-то момент на несложной красной трассе tamarro просмотрел ямку и клюнул лицом в снег. Маска немного смягчила удар, но все равно было больно и обидно. Юля ждала меня где-то впереди, рядом со мной оказавшаяся дама-лыжница  участливо спросила:”Ю а О-кей?”, я ответил, что О-кей и встал, выковыривая снег из-под маски.

Ныли ушибленные лоб и левая коленка, и так неважное настроение окончательно испортилось. Не заметив ожидавшую меня на трассе Юлю с фотоаппаратом, я кое-как спустился вниз. Подъехавшая дочь услышала от меня только одно:  «Мне уже не до катания, вывози меня обратно к Фуникампу». Мы преодолели несколько трасс и подъемников по кратчайшему пути и без чего-то четыре вечера поднялись к Фуникампу. Юлька, конечно же захотела еще покататься, а я остался на пятачке у входа, в ожидании ее возвращения. Это оказалось не менее мучительной процедурой, так как я стал накручивать себя – как бы с ней ничего не случилось, и что делать если… и где искать и т.п. В назначенное время она не приехала, так что нервотрепка та еще. Кстати, это повторялось затем во все дни катания вплоть до последнего – я отпускал ее покататься и затем переживал, ожидая.

Наконец, мы спустились вниз в Энкамп, переоделись и решили пройтись по местным спортивным магазинчикам. Юля, посмотрев на мой ушибленный лоб, твердо решила купить мне защитный шлем, кроме того, нам обоим нужны были перчатки для катания. Пройдясь по нескольким расположенным тут же лавочкам, мы совсем не вдохновились ценами, а и подходящих вариантов было немного. Решили вечером посмотреть в столице.

Вечером 27-го, приведя себя в божеский вид в номере, вышли прогуляться по окрестным улицам, магазинам и присмотреть место для ужина. Немного ныла ушибленная коленка, но я наложил повязку из резинового бинта, так что вполне можно было ходить. В попавшемся нам спортивном магазинчике Yety подобрали мне сравнительно недорогой шлем, Юля как всегда, рассматривала сумки, тряпки и прочую ерунду, но до других покупок в этот день дело не дошло.

На стеклянной двери одного из красиво украшенных ресторанчиков на улице Карлемань увидели надпись по-русски: «Супчик дня – Борщ» и решили зайти. Официант показал на свободные столики и стал что-то спрашивать на непонятной смеси английского и каталонского. Я только уловил одно знакомое слово “Beer” и кивнул ему: “Yes, beer!”. Он почему-то пожал плечами и ушел. Мы сели за столик, через некоторое время мимоходом проходивший мимо нас другой официант положил на стол меню. Мы стали выбирать, что-то выбрали и стали ждать, пока к нам подойдут. Оба эти джентльмена тем временем носились по залу, расставляли стулья, вытирали столы и занимались своими делами. Попытался привлечь их внимание, но ни один из них к нам долго не подходил. В какой-то момент один все-таки направился к нам, но не доходя до столика что-то вспомнил и пошел в другую сторону. Меня эта катавасия взбесила, и я, несмотря на протесты Юльки, пошел прочь. Сказалось и мое плохое настроение, и ноющая коленка, да и такой с позволения сказать сервис явно был не по мне.

Мы еще немного побродили по Карлемани, и Юля показала мне на вывеску небольшой пиццерии в глубине квартала. Мы вошли в полутемный зал, народу никого не увидели, но нам навстречу вышел молодой человек и приветливо показал на свободные столики. Зажегся свет поярче, мы выбрали подходящее место, появилось меню на русском и мы, недолго думая, сделали заказ. Какое-то время мы были единственными посетителями, поэтому все принесли очень быстро: кроме бокалов с пивом мне досталась паста с соусом «Болонез», а Юля заказала ризотто с белыми грибами. Не скажу, что это было очень вкусно, в соусе Болонез явно не хватало специй и пряностей, а Юлькино блюдо скорее напоминало вязкую рисовую кашу с густым грибным соусом. Тем не менее, мы наелись, и отправились в отель спать. После сеанса Скайпа с домом мы улеглись, наш первый день отпуска в Андорре подошел к концу.

Утром в понедельник, мы встали пораньше и к 10 часам  уже поднимались на Фуникампе. С утра погода хмурилась, шел снежок. По мере того, как мы поднимались в гору, снегопад усиливался. Когда мы вышли из кабинки на горе, поняли, что попали в настоящую снежную бурю. Сильный ветер со снегом сносил с ног, видимость составляла всего несколько метров. И хотя некоторые отчаянные головы решались спускаться в эту мглу, мы с Юлей решили переждать ненастье  и спрятались в расположенном возле подъемника ресторане.

Примерно через полчаса стало проглядывать солнце, за окном появились очертания окружающих гор. Ветер был еще сильный, но мы решились и поехали вниз в сторону секторов Грау-Роч и Пас-де-ла Каса. Когда спустились и подъехали к следующему подъемнику LLAC DEL CUBIL, он оказался не работающим, вместо него стояла очередь на дублирующий бугель. Несмотря на сильный ветер, мы решились на подъем на следующую гору. Там на вершине нас буквально тащило ветром по гребню, уводило с трассы, на которой ветер быстро наметал кучи снега. Тем не менее, мы удачно съехали вниз по весьма длинной красной трассе serrat pinos, если не считать замерзшие открытые части тела и забившийся под одежду снег. Я катался в новом шлеме, что оказалось гораздо удобнее в такую погоду, а вот у Юли быстро промокли вязаные варежки и стали мерзнуть руки – необходимость покупки непромокаемых перчаток стала очевидной.

К обеду мы достигли самой крайней и высокой точки Грандвалиры - склонов Пас-де-ля Каса. На гребне нам открылись просторы французских Пиренеев, внизу на головокружительной глубине виднелся поселок, к которому вели несколько длинных трасс и окружали темные серпантины автодороги. Спустившись по одной из длинных красных трасс directa, в самом конце я уже не чувствовал ног от усталости мышц, пора было передохнуть. Погода к этому времени почти успокоилась, ярко светило солнце, ослепительный снег лежал на всех склонах.

Мы спустились к поселку Пас-де-ля Каса, где рядом с трассами и подъемниками расположились кафе и ресторанчики и  подошли к одному из них. Молодой парень-зазывала помог установить лыжи на стойке и мы вошли внутрь. Ресторанчик La Ferme (“Хуторок”) оказался очень уютным, милая официантка сразу принесла нам меню на русском. Выбрали закрытую пиццу, пиво для меня и Сангрию для Юли. Все оказалось необыкновенно вкусным, особенно меня поразила начинка пиццы, куда кроме всякой всячины вроде мяса, сыра, ветчины, салата и лука положили еще и  яйцо всмятку.

После вкусной еды мы еще покатались немного на солнечных склонах, добрались до своего района катания и в пятом часу поехали в кабинке вниз. Вечером после короткого отдыха состоялся традиционный сеанс связи по Скайпу с женой. Кстати, выяснилось, что качество интернет-связи в холле отеля на 1-м этаже намного лучше, можно без проблем беседовать в видеорежиме. Там множество удобных диванчиков, и места сколько хочешь, никто особо не мешает. После мы прошлись по магазинчикам, присматривая подарки и сувениры, направились в сторону столицы, пересекли реку Валира по красивому и современному мосту «Париж» и пошли по узким улочкам Андорры-ла Веллы в сторону торгового центра Pirenees. Юля планировала исследовать его на предмет шоппинга (гид подарил нам сюда некую скидочную карточку). Мы также собирались посетить здешний супермаркет, о котором слышали от русских туристов. Шоппинг здесь не очень удался, купили только горнолыжные перчатки мне и рукавички – Юле. Остальное показалось слишком дорогим. Здесь же в супермаркете купили кое-что на ужин: оливки, сыр, местную сыро-вяленную колбасу, овощи, фрукты, свежеиспеченный багет, пирожные. Самое большое впечатление в смысле цены произвела бутылка игристого Ламбруско за 1,69 евро. По дороге домой зашли еще в один торговый центр сети Urban и там Юля присмотрела себе очень милые ботильоны испанского производства. При очень хорошем качестве, с учетом скидки, получилась весьма эффектная покупка всего за 38,5 евро. За ужином в номере обмыли все это Ламбруской.

Вторник и среда мало отличались друг от друга в смысле катания. Погода стояла отличная, солнечная. Мы постепенно осваивали Грандвалиру, Юлька все смелее стремилась на черные трассы, я с грехом пополам катался на сине-красных. В один из крутых спусков на красной трассе miguel не смог повернуть, лег на бок и пополз вниз, скребя лыжами по крутяку. Подъехала Юля с предложением помощи, я с досады на нее наорал, что она опасно прямо надо мной нависала. На самом деле было не столько опасно, как обидно. Когда сполз немного, встал на лыжи и продолжил спуск, в это время увидел, что чуть позади меня и в стороне кто-то плюхнулся плашмя. Когда спустился вниз и посмотрел назад, увидел неподвижно лежащего человека, к которому тут же подъехали те, кто был рядом на склоне. Позже, поднимаясь на подъемнике, увидел ту же группу, к которой уже подъехали спасатели с люлькой – видно человек разбился не на шутку…

Через пару дней катания я наконец, научился более-менее ориентироваться в хитросплетениях трасс и подъемников, определять время, за которое можно без проблем достичь нужной точки на любом секторе. Главным для этого было понять, как быстро вернуться к Фуникампу в конце дня. В принципе, к верхней точке сектора Энкамп ведут всего два подъемника: довольно длинная шестикреселка PLA DE LES PEDRES GRAU ROIG и короткий 4-х кресельный подъемник COLIBRI. К первой можно спуститься из сектора Грау-Роч по полюбившейся мне serrat pinos, а со стороны Сольдео или Эль-Тартера по трассам solanelles, а второй собирает лыжников и сноубордистов по синим трассам со стороны подъемника ENDRADORT (трасса cortals), и с другой стороны – по трассе cortalets от вершины Tosa de la Llossada, на которую поднимаются несколько подъемников из разных секторов. Из моих любимых секторов Грау-Роч и Пас-де-ля-Каса я обычно спускался к ущелью Llac del Cubil и затем поднимался на вершинкуEndradort, по cortals спускался к подъемнику COLIBRI, за пять минут поднимавшему меня к Фуникампу.

Обедали мы во вторник в фастфуде внизу на Сольдео. Взяли там без очереди “Menu Pack”, состоящий из приличного бургера, картошки-фри и напитка (все удовольствие 12 евро) и все это с превеликим удовольствием употребили на открытой веранде под лучами ласкового горного солнышка. А в  среду днем я потащил Юльку в высокогорный ресторанчик на полюбившейся мне трассе-полочке cami de pessons в секторе Грау-Роч. Место там очень красивое, закрытое от ветра и открытое Солнцу, стоят столики и шезлонги, на которых народ загорает. Увы, народу этого оказалось слишком много и мы потеряли время в очереди, к тому же я не захотел идти в сам ресторан, а встал в очередь в его фастфудовский  филиальчик-палатку, чему Юля совсем не была рада, т.к ей пришлось довольствоваться очередным сэндвичем (правда, с вкусно приготовленной натуральной свининой). А мне и картошечки с пивом хватилоJ

Несколько слов о публике на склонах. По нашим ощущениям – примерно половина из них – наши соотечественники и прочие русскоязычные братья, в новогодние же каникулы русские здесь составляют 90% отдыхающих. К русским здесь относятся без большой любви, скорее терпят, но видимо понимают, что это один из основных источников доходов, поэтому стараются – повсюду можно встретить русские надписи, буклеты, почти во всех барах и ресторанах мы видели русскоязычное меню. Ведут себя наши земляки не всегда по-европейски, поэтому их легко отличить в толпе, и местные определяют наших с полувзгляда. Русские здесь работают в магазинах и прокатах, не говоря уже о туроператорах. На склонах можно найти русскоговорящих инструкторов.

Из другой публики доводилось слышать испанскую, португальскую и итальянскую речь, много французов, англичан. Публика эта в основном небогатая, много студентов и школьников.

Запомнилась компания наших продвинутых студентов, с которой мы как-то спускались вместе в вагончике Фуникампа после катания. Они приехали сюда самостоятельно, взяв пару машин напрокат и свободно путешествуют по Испаниям-Франциям, заезжая то в какую-то деревню со скидками, то в Монсеррат, то в какие-то музеи и замки, то сюда – покататься на лыжах и сноубордах. Экономят на всем, но при этом не отказывают себе в таком шикарном и активном отдыхе.

Вечером во вторник мы совершили очередную прогулку по Эскальдесу пешком,  шоппинг пытались совместить с походом в местный музей парфюмерии, который оказался в нескольких минутах ходьбы от отеля. Увы, в тот вечер он не работал по неизвестной причине (от продавщицы в соседней лавочки услышали традиционное «маньяна» - то есть приходите завтра). Пришлось довольствоваться покупками в парфюмерном магазине Julia. Затем зашли в Illa - большой торговый центр через дорогу и там в обувной секции Юлька расколола меня на покупку обуви для меня любимого. Купили дорогущие итальянские ботинки Pirelli - уж очень понравился их комфорт и красота в сочетании с отличным качеством. Даже 154 евро со скидкой не показались чересчур большой ценой. Отметили покупки в ресторанчике неподалеку, на Карлемани, где и  поужинали. Юля заказала что-то невообразимое из непонятных морепродуктов в виде спагетти с жареным чесноком, а я ел форель по-андоррски с вкусным соусом и грецкими орехами.

В среду после катания Юлька потащила меня искать музей автомобилей в Энкампе. Спустившись от Фуникампа вниз по узким улочкам на бесплатном импровизированном «паравозике», мы нашли небольшое здание музея, четыре этажа которого оказались битком набитыми старинными и не очень автомобилями и велосипедами с мотоциклами. Вдоволь насмотревшись на эту красоту, и сфотографировавшись с самыми выдающимися экземплярами, мы вернулись домой в набитом битком ски-бусе. Вечером мы прошлись по сувенирным лавочкам Эскальдеса и купили кое-какие подарки, Юля конечно не прошла мимо одежных бутиков и прикупила себе какие-то кофточки и майки. Сидя в очередном очень милом ресторанчике на все той же улице Карлемань, пили превосходно приготовленную Сангрию со льдом и фруктами. Юля решила рискнуть и заказала мидии, а я решил не рисковать, и выбрал суп по-андоррски. Дочь по-моему только сделала вид, что ей  вкусно, я же вполне честно оценил этот домашний суп из всякой всячины, а еще мы воспользовались ненавязчивым предложением очень любезных хозяев заведения (один смахивал на корейца) и отведали каталонский десерт – мороженое с карамелью. По пути домой зашли в маленький уличный маркет, подивились на очень дешевое спиртное (где еще найдешь вполне  приличный виски за 6-8 евро?), но купили только пакет фруктового сока.

Четверг 31-го оказался для меня не самым лучшим днем с точки зрения катания. Началось с того, что Юля, одержимая идеей покататься во всех возможных местах, потащила меня в сторону Канильо – самого северного сектора Гранвалиры. По дороге я почему-то опять попал на тот же крутяк на красной трассе miguel (Юлька понеслась на красно-черную llop) и снова сползал на боку, затем мы ехали по какой-то жутко разбитой синей трассе с кучами снега вперемежку со льдом и камнями, которая совсем испортила мне настроение. Сказалась усталость и отсутствие перерыва – дня отдыха от катания. Я стал нудить и ворчать на Юльку, мол, зачем мы сюда поперлись. Она огрызалась, что это я хотел все районы посмотреть, и из-за меня она должна ездить по синим трассам и т.п. Пребывая в этом гнусном настроении, я увидел, что Юля подъехала к краю обрыва –началу черной трассы gaig у подъемника PORTELLA. Здесь стоял предупреждающий транспарант об опасности и открывался головокружительный вид на глубокий каньон Канильо. Юлька стояла на самом краю и любовалась всем этим, а потом еще захотела сфоткаться на фоне красоты, а мне как-то было совсем не до красот, и я очень боялся, что она туда сверзнется.

Спуск по красивейшей трассе  rossinyol дался мне с трудом и не доставил удовольствия, от усталости уже ничего не хотелось...Поднявшись наверх, мы решили поехать пообедать в сторону нижней точки Эль-Тартера, которая оказалась неподалеку. Обед в небольшом ресторанчике поднял мне настроение и восстановил силы. Юля заказала отлично приготовленные кольца кальмара с гарниром, я – мясное ассорти с козьим сыром, плюс к этому на двоих нам достался салат из помидоров с тунцом и оливками. Покатавшись еще немного вдвоем, мы решили на время расстаться и я поехал по синим трассам в сторону Энкампа, а Юлька оттягивалась на крутых склонах до упора. Вечером нас ждал концерт Фламенко в соседнем отеле Рок Бланк.

Мы вернулись с катания в свой отель, переоделись, и тут позвонил телефон в номере. Приятный женский голос по-русски с едва заметным акцентом предложил ответить на несколько вопросов об уровне сервиса в отеле. Мы встретились с этой дамочкой через 10 минут у ресепшн, и рассказали о своих, в общем-то неплохих впечатлениях об отеле. Из недостатков Юля отметила только не понравившийся ей запах парфюма, который встречал нас каждый день, очевидно чем-то брызгали после уборки. Запах напоминал дешевый мужской одеколон советских времен, меня не раздражал вовсе, но женское обоняние – вещь особаяJ  Кстати, соотечественников в этом отеле было немного: рядом с нами в двух номерах обитала в меру шумная молодежь, и еще встречали веселую русскую семейку из трех поколений, самый старший из которых удивил тем, что, обладая весьма объемистым животом, шел по утрам на автобус со сноубордом, …жаль не видели его на склоне.

После дочь уговорила меня пройтись до какого-нибудь супермаркета, чтобы докупить съедобных сувениров для ее подруг. Мы зашли в расположенный неподалеку большой супермаркет Е.Leclerk. К сожалению, там не нашлось оливок в удобных пластиковых баночках, на которые рассчитывала Юля, и мы пошли в сторону знакомого нам торгового центра Pyrenees в Андорра-ла-Велле. Пока Юля бегала по магазину, я торчал на улице – настроения к шоппингу у меня совсем не было. В какой-то момент я вспомнил, что у нас закончились наличные, а назавтра они должны были нам понадобиться для оплаты дополнительного дня катания. Попытка получить наличные в банкомате Мора-банка здесь же на улице Меритчел закончилась неудачей: вопросы банкомат задавал только на каталонском, и ответить правильно я не смог. Спасибо, что карточку отдал. Перейдя улицу, увидел другой банкомат Приват-Андорра-банка, в котором, о, счастье, нашлось меню на-русском, и операция снятия наличных прошла без труда. Вернувшись в отель, мы спустились в холл для очередного видеоскайпа. Юлька, увлеклась рассказом маме о моем сегодняшнем поведении, а я, вернувшись в номер, стал готовить ужин из тех продуктов, что остались. Когда она наконец пришла, пора было уже собираться на концерт.

До соседнего отеля Рок Бланк, где должен был состояться концерт Фламенко, минут 5 пешком. В отеле не сразу удалось найти небольшой концертный зал, в котором  стояли несколько рядов столиков на 4-6 человек. Мы сели вдвоем за отдельный столик, народу было немного, судя по всему, в основном, русские. На столе – ведерко с шампанским, тарелочки   с чипсами и арахисом. Официантка прошлась между столиками, разливая шампанское по бокалам. Судя по резкому дрожжевому запаху, разлившемуся по залу, шампанское было из самых дешевых, пить его мне не хотелось.

Концерт начинался довольно поздно – в 21:30 с представления танцевальной группы, которая состояла из двух мужчин разного возраста и трех женщин, из которых только одну можно было назвать молодой. Солировал мужчина с длинными волосами по имени Хосе – нам его представили как занесенного в Книгу рекордов Гиннеса по части исполнения Фламенко. Бешеные ритмы, под которые они танцевали, действительно зажигали и завораживали, очень понравились номера с чечеткой и номер с обучением элементам Фламенко зрителей из зала – жаль, что Юля в их число не попала. Концерт оставил неплохое впечатление, хотя ожидали чего-то большего.

Завершающий день катания – в пятницу, 1 февраля мы решили провести в привычном месте – на Грандвалире.  Наши мечты про катание на Валлнорде решили оставить «на потом», - сказалась накопленная усталость и сил на исследование незнакомых мест могло не хватить, Юля при этом боялась испортить впечатление «отстойными» трассами. Поскольку действие наших «пять из семи» форфитов закончилось, день в Энкампе начался с покупки однодневных ски-пассов. Один удалось купить у туроператоров, со скидкой, другой – в кассе Фуникампа за полную стоимость. Еще у гида купили билеты на вечер – на посещение термального комплекса Кальдео, – для полноты впечатлений об Андорре.

Катание в этот день было удачным, хотя погода начала портиться, появились облака. Катались в привычных и полюбившихся мне секторах Грау Роч и Пас-де-ля-Каса. Не обошлось без падения – на сравнительно простой красной трассе aigues tortes засмотрелся на Юлю, потерял контроль скорости и грохнулся довольно чувствительно на спину. В другом месте послал Юлю попробовать интересный косой и узкий спуск на трассе diagonal. Она на этом спуске разогналась до скорости, когда затормозить уже трудно, - ей повезло, что крутяк скоро закончился, и она каким-то чудом удержалась на ногах.

Обедали в полюбившемся нам французском «Хуторке» в Пас-де-ля-Каса. Юля продолжила изучать кухню с морепродуктами и заказала паэлью, а я решил попробовать французский луковый суп, который нашел в меню на русском. Ткнув официантке в это название, я увидел недоумение на ее лице. Дело оказалось в том, что русские названия в меню были смещены по отношении к франзузскому тексту, и она не могла понять, какой же из супов я выбрал. Мои попытки объяснить по-английски не увенчались успехом, бедная официантка похоже, так и не поверила в то, что я заказал именно луковый суп.

Через несколько минут она вернулась в сопровождении молодого плотного мужичка и с улыбкой представила его: наш русский повар! Парень стал уточнять, что я заказывал, при этом рекомендовал очень вкусный овощной суп по-андоррски. Я настоял на своем, мол, хочу именно этот попробовать. Он улыбнулся, спросил, что еще хотим заказать. Мы хотели только напитки: традиционные Сангрию и пиво.

Суп оказался довольно экзотического вида: в золотистом бульоне с мелкими лепестками поджаренного лука плавала лодочка из половинки поджаренного багета с расплавленным сыром. Вкус мне понравился, суп оказался сытным и не очень острым. Юльке принесли блюдо с гигантскими креветками, кусочком курицы и морскими гадами, которому она была очень рада.

После обеда Юлей овладело желание сфотографироваться на трассах  у профессионального фотографа. На крутом склоне трассы moreto стояла девушка в желтой куртке с профессиональной камерой и снимала всех желающих. Юлька проехала к ней, та сняла ее на ходу и предложила сделать снимок еще раз специально для нас двоих. Для этого пришлось снова подняться на гору, дать фотографу знак, и по очереди проехать мимо нее максимально эффектно. Это у нас получилось без труда, а вот понять, где можно получить снимки, с нашими познаниями в языках оказалось непросто. Наконец, выяснили, что снимки будут в конце дня возле подъемника SOLANA  в Пас-де-ля-Каса. Мы решили, что Юля останется кататься в этом районе и ждать снимки, а я поехал в сторону Фуникампа, чтобы закончить катание чуть раньше и сдать арендованный нами шкафчик представителю Натали-турс.

В пять часов вечера мы встретились с Юлей на нижней станции подъемника в Энкампе и вместе со снаряжением двинулись к остановке ски-буса. Наш короткий сезон катания на горных лыжах в Андорре благополучно завершился.

Вечером мы решили пойти в Кальдео на вечерний сеанс. Юлька еще раз пробежалась по магазинчикам, пока я начал собирать наши вещи. Мы перекусили оставшимися пирожными и манго, и к семи вечера были у входа в футуристическую конструкцию термального комплекса.

Переодевшись в некое подобие купальных костюмов (обещанных гидом подарков – купальников нам не дали, объяснив, что их дают только тем, кто покупает билеты в самом комплексе) мы прошли в огромный зал с бассейном, в котором среди клубов пара и водяных брызг резвился народ. В больших чашах-джакузи посетители сидели в бурлящих струях, кто-то лежал рядом на теплых лавках и релаксировал, дети громко визжали и развлекались, кто как мог. Мы попробовали все удовольствия: по очереди, сплавали в «лагуну» под открытым небом, посетили разные бани народов мира: сауны, хамам, индоевропейскую, исландскую. Вдоволь насладившись всем этим и надышавшись хлоркой, поспешили завершить свой последний день в Андорре сборами в дорогу. Кстати, войдя в отель, мы вспомнили, что в связи с ранним отъездом (автобус должен был приехать  в 7:10 утра) нам положен «пикник» - сухой паек. Увы, дежурная на ресепшн огорчила нас известием о том, что заказывать его нужно до 10 вечера, а к этому моменту на кухне уже никого нетL

Сильно расстраиваться мы не стали, кое-что из еды у нас еще оставалось, и мы потратили остаток вечера на сборы.

Обратный трансфер прошел без особых проблем. В середине пути до Барселоны автобус сделал небольшую остановку у придорожного кафе, мы выпили по чашечке капучино с круассанами и шоколадом, и в назначенное время приехали на регистрацию в аэропорт. Сама регистрация заняла доволь