Африканское ралли. Часть 1

Nomad Страна:Ботсвана
Время отдыха: Дата вылета декабрь 2018

Дата22.03.19 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели254

5000 километров по Черному Континенту.

ЮАР. Начало.

Конец года выдался нелегким. Смешалась физическая и моральная усталость, давило серое небо, руки не держали, ноги не ходили, голова не думала, и даже подготовка и сборы в долгожданный отпуск казались просто еще одной проблемой, которых и так было хоть отбавляй.

С огромным трудом мне удалось пережить первую и последнюю (для меня) рабочую неделю декабря. Время тянулось ужасающе медленно несмотря на то, что работы было навал, и даже подумать о приближающемся отпуске было некогда. Все наложилось друг на друга, и, если говорят, что бывает семь пятниц на неделе, то у меня каждый день тянулся как целая неделя, во всяком случае, если говорить об усталости. Представьте, я приходил на работу утром, будем считать, что это понедельник. К 11 утра я себя чувствовал уже как во вторник, шел обедать в среду, часам к трем дня я был затраханный как вечером четверга, а к шести ближе был убитый, как в пятницу. И так каждый день всю неделю! А ведь надо было собрать в кучу мозги, распечатать всякие бумажки, собрать какие-никакие вещи, почитать кой-чего, ибо в течении трипа были запланированы несколько свободных дней, и т. д. и т. п. Я же, приходя домой, мог только валиться на кровать, и долго соображать, что мне надо нажать на пульте, чтобы включить ТНТ.

В состоянии полной прострации я доехал на такси до Домодедово, и пятичасовой перелет в Дубаи воспринял как отдых… Не поверите, в кои-то времена рядом со мной оказалось свободное место, и я, накатив четыре стаканчика винца и съев вкусный ужин (арабы рулят!) даже умудрился поспать минут сорок, чего со мной в самолете не случалось уже ОЧЕНЬ давно. Вот такое получилось начало отпуска…

Священный ибис, Threskiornis aethiopicus, African Sacred Ibis

А ведь отпуск планировался быть весьма интересным, я решил продолжить свое сотрудничество с African Budget Safaris, а соответственно и с моим тезкой Nomad Adventures, с которыми я несколько лет назад очень удачно прокатился по ЮАР и Намибии. Выждав четыре года я снова связался с очаровательной (как минимум в общении) девушкой Клэр, и в результате энных размышлений и переговоров заказал и оплатил (гулять так гулять) 20-дневный тур по шести странам. Старт был из Йоханнесбурга, дальше мой путь лежал в Ботсвану (с посещением одной из моих мечт — Окаванго), потом в Зимбабве (с посещением еще одной мечты — водопада Виктория), потом через Замбию я ехал в Малави, о которой я не только никогда не мечтал, но даже и не думал, и заканчивался тур в Танзании, в Дар-эс-Саламе, откуда я должен был лететь домой.

В отличие от намибийского тура, где основную часть увиденного составляли природные красоты, а сафари как таковое заняло всего пару дней, в этот раз планировалось посещение нескольких национальных парков, где можно было увидеть, как обычных для Африки животных типа слонов и прочих львов, так и новые виды, мною раньше не виданные.

Чернокрылый дымчатый коршун, Elanus caeruleus caeruleus, Black-shouldered Kite

Определившись с датами поездки я уже было собрался покупать билеты, как вдруг подумал, что надо посмотреть, что там делается с визами. Результат проверки меня с одной стороны порадовал, а с другой огорчил. К счастью, ЮАР отменила для нас визы вообще (я с ужасом вспоминаю, сколько всяких бумажек сложенных в строжайшем порядке я сдавал на визу 4 года назад), в Ботсвану нам виза тоже не нужна, в Замбию, Зимбабве и Танзанию визы оформляются на границе (30–50 долларов), подстава была с Малави. Сердце Африки, как они себя называют, россиян на свою территорию без визы не пускает, а ведь у нас там планировалось целых четыре дня. А ближайшее консульство, где ее можно сделать, находится в … Берлине! Есть в Лусаке и еще где-то, но везде ее делают в течении 2–7 дней. Времени и возможности лететь в Берлин у меня не было, в Лусаке мы должны были быть проездом, поэтому я снова обратился за помощью к Клэр.

Оказалось, что консульство Малави есть в Йобурге, Клер созвонилась с ними, и сказала, что мне там могут сделать визу за день-два. Скорее всего. В результате, несмотря на то, что трип начинался 13 декабря в четверг, мне пришлось брать билеты так, чтобы прилететь в Йобург заранее, и утром в понедельник падать в ноги сотрудникам малавийского консульства. Вопрос что делать, если визу мне не дадут, или не сделают ее быстро, оставался открытым. Ах да, помимо всего прочего, виза в Сердце Африки стоит ни разу не 30 и даже не 50 долларов, как в другие африканские органы, а целую сотку! Дабы простимулировать консула, я приобрел бутылку водки, а в качестве подарка секретарше, или какая там должность у девушки, с которой связывалась Клэр — павловопосадский платок, выполненный в любимыми африканцами ярких цветах.

Перед самым отъездом я еще раз попросил Клэр связаться с консульством, объяснить им мою ситуацию, и вообще сказать, что я буду у них в понедельник утром. Клэр сказала, что все ок, меня ждут и все будет хорошо. Радовало, что хоть кто-то был в этом уверен…

Капская авдотка, Burhinus capensis capensis, Spotted Thick-knee

Самые недорогие билеты (очень относительно недорогие) до Йобурга были у Эмирейтс. Вообще, конечно, Африка она ну ни разу не бюджетная, даже если ты заказываешь трип у African Budget Safaris. Конечно, если переночевать 20 раз в спальнике в палатке он был бы дешевле, но… стар я уже для таких развлечений. Нет, в свое время я несколько раз ночевал в палатках в Кении и Танзании, и мне очень это понравилось, но во-первых, это было не 20 дней подряд, а во-вторых — почти 10 лет назад. Так что пришлось брать, как они это называют, accomodated trip с размещением во всяких крутых (других там почти нет) лоджах и гостиницах. Далее, пришлось отвалить изрядную сумму за всякие дополнительные активити — ибо глупо ехать в Окаванго, и не полетать над этим чумовым местом на самолете, или, будучи первый, и, возможно, последний раз в жизни на водопаде Виктория, не взять вертолетную экскурсию. В результате, общая сумма получилась непристойно огромной, но… черная Африка требует жертв. Ездить там с рюкзаком за плечами на местных автобусах и попутках — это, извините, не ко мне. Собственно, я не жалуюсь, я просто констатирую факт. Ибо это мой уже четвертый африканский заезд, и мне очень хочется верить, что не последний. Африка — она затягивает, спросите у тех, кто там был. Просто надо собраться и съездить туда один раз, и… вы будете туда возвращаться снова и снова, сначала в мыслях, а потом уже и реально. При условии, конечно, что вы любите природу и животных больше, чем пламенеющую готику и фахверковые домики. А это как раз мой вариант…)

Красноглазая горлица, Streptopelia semitorquata, Red-eyed Dove

Итак, через час должна быть посадка на мой рейс в Йоханнесбург, думаю, вы уже догадались, что я пишу этот текст в аэропорту Дубая, время два часа ночи, но я еще почти живой, благо я напился дорогого кофе в местном Макдональдсе и нашел курилку. Что-то мне подсказывает, что мне так и придется писать отчеты он-лайн, так как по возвращении времени на это у меня снова не будет (надо же, как в воду глядел!). Но может оно и к лучшему, писать по живому интереснее, чем спустя годы, как это делают некоторые.

Итак, Аэробус А380 совершенно незаметно оторвал свои 300 тонн от эмиратской земли, и направился на юг. Не поверите, но рядом со мной опять было свободное место! На самом деле мне не повезло, впереди и позади меня сидело вообще по одному человеку. Кстати, самолет огромный только снаружи, внутри там места (когда сидишь) столько же, сколько в любом другом большом самолете. Вообще, я подозреваю, что его сделали только ради бизнес-класса на втором этаже, куда простым эконом-смертным не дают даже заглянуть. Как бы то ни было, но я умудрился свернуться на двух креслах и поспать, наверное, часа два. Эх, не сидел бы с краю какой-то азиат в маске, проспал бы я все семь часов…

Под крылом — ЮАР.

Ну да ладно, около 11 утра мы мягенько приземлились в аэропорту Йоханнесбурга, и слава богам. Я получил багаж, и разменял деньги, ибо Клэр предупредила меня, что там, где я буду жить до начала сафари, обмена нет. К чему это я. Не помню, как я менял деньги в Кейптауне, вроде как без особых проблем, но в аэропорту с меня при обмене 400 долларов содрали всяких налогов и прочих такс на целых 25 баксов! Настоящий грабеж! В общем, не меняйте много денег в южноафриканских аэропортах.

Выйдя в зал прилета и обойдя его пару раз, я не увидел таблички с моим именем.

— Подстава! — подумал Штирлиц. Но после внимательного изучения ваучера я обнаружил, что шаттл в то место, где я планировал жить, будет в 12.30, они не встречают каждого прилетевшего, а просто несколько раз в день приезжают в аэропорт за народом. Пока я искал нужного человека, я нашел трех швейцарских (снова) пенсионеров, которые держали в руках такие же ваучеры, как был у меня. В результате у меня образовалось полчаса свободного времени, которое я с удовольствием провел в курилке на жарком африканском солнышке. Верьте или нет, но водитель с нужной бумажкой в руках появился ровно в 12.30! Как-то не по-африкански это… Мы погрузились в минибас, и поехали в Belvedere Estate — место, где мне предстояло провести целых 4 дня, которое является базой для Nomad Adventures, и откуда стартуют все сафари, начинающиеся в Йоханнесбурге.

Езды до него оказалось около получаса, и вот я, под руководством южноафриканки цвета темного шоколада, заселяюсь в свои апартаменты. Номерок, скажу я вам, был ни разу не плох. Площадью метров 40, здоровенная кровать — спи хоть вдоль хоть поперек, деревянная мебель со встроенной в одном шкафу мини-кухней (микроволновка, чайник, чашки, набор чай-кофе-сахар-молоко, холодильник, и, не поверите, раковина!).

Такого я еще не видел. В небольшом деревянном шкафчике, который висел левее от, представьте себе, КАМИНА!!!, если полюбопытствовать и открыть дверцы, можно было обнаружить телевизор. Смотреть в телевизор и камин предполагалось с большого мягкого дивана.

Санузел (это у меня дома санузел, тут все было круче) был оборудован ванной, раковиной с нормальным краном, зеркалами, подсветкой, и вообще полный фарш. Не, не Хилтон, конечно, но поверьте, я сразу перестал жалеть, что мне придется тут сидеть несколько дней. Небольшие домики с двумя-тремя такими номерами были накрыты высокими тростниковыми крышами, благодаря чему, в номере стоял обалденный запах как в предбаннике хорошей бани — аромат нагретого дерева с легким привкусом прогоревших в камине дров. Ну, и в добавок, там был отличный вай-фай! Что еще надо для жизни?

Я кинул сумку, переоделся в шорты и шлепки (было жарковато), и пошел осматривать территорию. Все домики разного размера были оформлены в одном стиле — кирпичный низ, тростниковый верх.

Тут был небольшой ресепшн на въезде, столовая, бар,

бассейн,

большая зеленая территория

и стоянка белых траков-грузовиков, подписанных моим ником — Nomad.

Эх, ребята, давненько же я вас не видел! Осмотревшись и поняв, что убежать отсюда не удастся (вся территория была огорожена забором с колючей проволокой поверху — это Африка, детка!), я взял фотоаппарат, и, как вы уже догадались, пошел снимать птичек, коих на территории было изрядное количество…) Ну, а чем еще заниматься?

Малая горлица, Streptopelia senegalensis senegalensis, Laughing Dove

Вечерком мы славно попили пива во время и после ужина. В нашей компании были те самые швейцарцы, молодая пара из Швеции и парень с девушкой (отдельно), оба из Берлина. Все кроме меня на следующее утро ехали на сафари в Крюгер-парк, а я на 8 утра заказал такси, и готовился брать малавийское посольство.

Сорокопут-прокурор, Lanius collaris collaris, Southern Fiscal

Заказанное на 8 такси приехало в начале девятого, и хорошо, так как езды до посольства было всего полчаса. Около девяти мы припарковались по искомому адресу, и я сильно удивился, увидев человек 15 африканцев, сидящих около входа в ожидании открытия. А я-то думал, что посольским совсем делать нечего… В 9 утра я записался в тетрадочку на входе, и было ломанулся вперед, проигнорировав черную очередь, но не тут-то было — мне сказали, что еще никого нет, надо подождать полчасика. У меня время было, а у моего шофера нет, так что мы договорились, что я ему позвоню, когда закончу, он поехал бомбить, а я сел на стульчик около проходной, и стал ждать. Действительно, в половину десятого, когда на территорию заехало несколько машин, мне сказали, что можно идти, и показали куда. Приемная была похожа на небольшой кинотеатр, вместо экрана было стеклянное окно с выдвижным лотком для документов, а перед ним стояло четыре или пять рядов стульев. За стеклом блистала обширная негритянка в бордовом платье. Пока я пропихивал в лоток документы, пришедшие явно раньше меня африканцы стали проходить в «кинозал» и чинно занимать места в порядке общей очереди. За мной…)))

— Мне бы того, визу получить, — говорю я, пытаясь пропихнуть узкий лоток документы и рассыпающиеся 1300 рандов.

— Не вопрос, приходи в четверг после двух, все будет готово — ответствовала мадам за стеклом. Самое засадное, что английский вообще не мой родной язык, а через лоток было еще и очень плохо слышно.

— Никак не получится в четверг, я утром рано уезжаю на сафари, мне надо максимум завтра! (В среду у них еще и выходной).

— Хорошо, приходи завтра после двух, — сказала мадам, загребая черной рукой деньги, документы и паспорт.

Завтра — это уже хорошо, подумал я, как вдруг мадам увидела российский паспорт, и стала пропихивать все мои дела обратно в лоток. Неужели нам только вчера отменили визу, обрадовался я, но не тут то было.

— Надо немного подождать! — сурово сказала мадам, и указала на стулья. — Я тебя позову!

Южный черногорлый ткач, Ploceus velatus velatus, Southern Masked Weaver

Не понимая, в чем дело, я сел в уголке, а мадам начала довольно шустро разбираться с ожидающими в очереди просителями. В десять с копейками утра начали прибывать ответственные лица в костюмах и с фирменными бейджами-значками, на которых значилось Malawian Consulate. В какой-то момент мадам махнула мне рукой, я прошел из зала ожидания в офис, где меня в дверях встретил приветливый товарищ.

— Мне бы того, визу получить, — завел я старую пластинку. Товарищ подхватил документы, попросил обождать пару минут, и скрылся в офисе. Ну, уже что-то. Через пять минут он вышел, отдал мне квиточек, где было написано, что я уплатил положенную сумму, сдал нужные документы, и никаких претензий, если что, к их ведомству не имею.

— Ну что, когда можно будет прийти за визой? — поинтересовался я.

— Завтра! — блеснул зубами товарищ.

— После двух?

— После десяти в любое время.

— А сегодня никак нельзя? А то очень неохота завтра опять к вам ехать…

— Нет, сегодня не получится, — белоснежная улыбка.

— Ну хорошо, тогда вот я привез из России маленький презент, и надеюсь, что завтра моя виза будет готова. Пожалуйста, не потеряйте паспорт.

Я передал товарищу пакет, где была вышеупомянутая бутылка водки и платочек. Товарищ тряхнул пакет. В пакете булькнуло. Товарищ заулыбался еще шире, и попросил дать ему 10 минут. На что, он не уточнил, а я не стал переспрашивать. Но дал. Я все равно никуда не спешил. В душе у меня зашевелилась смутная надежда на благоприятный исход, я отошел чуть в сторонку, сел, по африканскому обычаю на травку, и закурил. После второй сигареты и минут 15 времени, из офиса появился все так же широко улыбающийся товарищ, держа в руке широко открытый паспорт. Там была приклеена готовая малавийская виза!

Я всегда подозревал, что те несколько дней, что нам вечно делают какие-то визы, они ничего не делают, это просто понты. Согласитесь, если в разных аэропортах вам клеят бумажку в паспорт и ставят штамп за пару минут, то какой смысл говорить, что визу надо делать по несколько дней? Вот и тут — 15 минут — и все готово! Ура, это победа!!! Я пожал товарищу руку, похлопал его по плечу, сказал, что я люблю Африку вообще и Малави в частности, и отпустил его продолжать работать. Или пить водку, не знаю. Вскоре за мной приехал мой шофер, и благополучно доставил обратно в Бельведер. Интрига последних месяцев разрешилась в мою пользу, чему я был несказанно рад!

Трёхцветный бюльбюль, Pycnonotus tricolor, Dark-capped Bulbul

Больше ничего интересного не происходило, кроме того, что в среду вечером начали подвозить нашу группу. Прибыли пара англичан 26 лет и страшненькая голландка. Порадовало, что британские ребята появились в поле моего зрения (а к тому времени, я себя в Бельведере чувствовал если не хозяином, то старожилом точно) в обнимку с фотоаппаратами с большими объективами и книжкой по птицам Южной Африки, которую они практически не выпускали из рук.

Пятнистогрудая ласточка, Cecropis abyssinica unitatis, Lesser Striped Swallow

Тут чуть уйду в сторону. Есть Южно-Африканская Республика, она же ЮАР, а есть Южная Африка — территория, которую занимают ЮАР, Намибия, Ботсвана, Зимбабве и Мозамбик (Лесото и Свазиленд, в связи с их размерами, можно не считать). Соответственно, есть центральная, западная, северная и восточная Африка. Так вот, я, начав свое сафари в Южной Африке, и проехав все страны кроме Намибии и Мозамбика, после посещения водопада Виктория, уезжаю в Восточную Африку — Замбию, Малави и Танзанию. Это просто для того, чтобы было понятно, что ЮАР и Южная Африка — это немного разные вещи и места.

Капская трясогузка, Motacilla capensis capensis, Cape Wagtail

Так вот, в этом плане меня ребята порадовали, приятно осознавать, что не одному тебе больше хочется остановиться у какой-нибудь маленькой птички, а не у …дцатого по счету стада слонов. Утром в день отъезда нам назначили завтрак на 6.30, поэтому я встал часом раньше, чтобы попрощаться с местными птичками, а заодно их и пофоткать.

Капский блестящий скворец, Lamprotornis nitens, Cape Glossy Starling

Наша машина уже газовала у ресепшена, вокруг нее ходил всякий разный народ из нашей группы. Группа, как и следовало ожидать, подобралась интернациональная. Двое англичан, двое немцев, женщина из ЮАР, пара из Бразилии, голландская девочка, канадец с татуированными ногами, и кто-то еще. С прискорбием замечу, что в нашей группе я оказался самым старым пердуном старшим! И это в мои-то 40-мать-их-6 лет!!! Все остальные были младше меня лет этак на 15–20. Не то, чтобы особо угнетали эти цифры, но как-то меня это немножко задело, даже не могу объяснить, почему… Кстати, нас было всего 11 человек плюс три человека экипажа, (с учетом того, что в машину влезает 26 пассажиров), что было вообще просто замечательно. Итак, заполнив все необходимые бумажки, мы погрузились в машину, и стартовали… Сафари началось.

Началось оно в 7.30, мы немножко потолкались, проезжая Преторию,

выехали на трассу, и дунули в сторону границы с Ботсваной со средней скоростью 100 км/час. Слава и почет людям, которые строили южно-африканские дороги! Сегодня нам предстояло проехать почти 700 километров. Опять уйду в сторону.

Если вы вдруг соберетесь на большое сафари, то учтите, что сафари — это не только чесать за ушами и чмокать в сопливые хоботы зверюшек, которые засовывают головы к вам в машину. Изрядную часть сафари занимают переезды. Долгие, жаркие, зачастую тяжелые. Практически без остановок. Без особо интересных панорам за окном. К этому надо быть готовым, и принимать как должное — Африка, она очень большая. Бесплатный совет. Если бы едете по Африке из пункта, А в пункт Б, вам не с кем поговорить, и не на что смотреть — смотрите на облака. Таких облаков как в Африке, нет больше нигде. Плоские, как будто обрезанные ножом снизу, сверху они напоминают гору блестящей белой ваты. При том, что они все находятся на одном уровне и относительно невысоко от земли. Потрясающее зрелище!

Ботсвана. И жара, жара, жара…

Так вот, с одной остановкой, мы к часу дня подъехали к границе. Все формальности по прохождению границы заняли чуть больше часа. Насколько все было цивильно на выезде из ЮАР,

настолько был бардак на въезде в Ботсвану.

Но, чтобы попасть в эту страну, нам визы не нужны, и уже только за это им стоит сказать огромное спасибо! Отъехав от границы всего ничего, мы остановились — оказалось, толи спустило, толи были какие-то проблемы с задним колесом.

Веселое начало! За полчаса колесо было заменено, и мы дунули дальше. Должен заметить, что первые 20–30 километров Ботсвана мало чем отличается от северной части ЮАР, но потом исчезают холмы и долины, и начинается сплошная равнина, поросшая невысокими акациями и прочими деревьями, которая занимает юго-западную часть Ботсваны и называется Калахари.

Основные цвета Африки.

Еще в Ботсване жарко. Жарче, чем в ЮАР. Гораздо жарче. К счастью, жара тут сухая, и переносится она гораздо легче, чем тропическая азиатская.

Наш трак на новом колесе шпарил по горячему шоссе, я пялился в окно на обычные африканские пейзажи (правда, иногда в голове мелькали мысли, что давненько я их не видал), попивал почти кипящую водичку, и ни о чем не думал. Хорошо!!!

Проводив по дороге красочный африканский закат, в начале восьмого, мы припарковались у нашего первого на сафари ночлега в городе Канг (которого нет в списке городов Туристера). Тут выяснилась интереснейшая вещь. Майк, наш водитель, открыл одну из многочисленных дверок, из которых, собственно, и состоит машина, и начал метать на землю чехлы с палатками. Оказалось, что accomodated trip с размещением в гостиницах выбрали только я и пара из Бразилии, остальные выбрали палаточный тур! Пока ребята пытались разобраться с палатками, у меня с бразильцем состоялся примерно такой диалог: