Ута, Наумбургский собор и его особенности (ЮНЕСКО № 1470)

Павел Щербань Страна: Германия
Время отдыха: Дата вылета февраль 2019

Дата14.10.19 Хороший отзыв1 Ответов 0 Просмотрели73

В прошлом году ЮНЕСКО добавило очередные 19 объектов в список Всемирного наследия. два из них оказались из Германии, и такими образом на моей интерактивной карте появилось два новых голубых флажка (а именно так я отмечаю объекты ЮНЕСКО, которые рассчитываю посетить в будущем). Один из этих флажков отметил Кафедральный собор в городе Наумбург.

Про этот город я раньше даже не слышал. Германия — страна с богатейшей историей и высокой концентрацией исторических мест. Удивительным образом некоторые города, играющие значительную роль в какой-то период, теряют свой статус спустя столетия. Примерно таким сейчас является и 35-тысячный Наумбург, в который меня привел сайт ЮНЕСКО.

Попади Наумбургский кафедральный собор в почетный список хотя бы годом позже, я не знаю, когда бы я меня выпала возможность его посетить. А так, новый объект под номером 1470 находился в непосредственной близости от маршрута моего предрождественского автопробега по Европе, и мне не составило труда чуточку подкорректировать маршрут таким образом, чтобы не надолго заглянуть и в Наумбург.

Найти парковку удалось практически у подножия собора...

Мы оставили машину на час (я решил, что этого хватит для посещения любого собора), мы поднялись на Domplatz- Домскую площадь.

Все, что я знал о соборе на тот момент — информацию, взятую на официальном сайте ЮНЕСКО. Расположенный в восточной части Тюрингии, Наумбургский кафедральный собор, строительство которого началось в 1028 году, является уникальным свидетельством средневекового искусства и архитектуры. Здание собора в романском стиле, к которому по обе стороны пристроены два готических хора, является ярким примером стилистического перехода от позднероманского периода к ранней готике. Интерьер западного хора, относящийся к первой половине XIII века, отражает изменения в религиозной практике и включение компонентов науки и природы в изобразительное искусство. Западный хор, а также скульптуры основателей собора в натуральную величину являются шедеврами художественной школы, известной как «Мастер из Наумбурга». (whc.unesco.org/en/list/1470)

Если честно, это тот нечастый случай, когда много текста, а информации для неспециалиста в истории архитектуры практически ноль... И главное, нет упоминания об той прекрасной женщине, портрет которой украшает все наглядные источники, упоминающие об этом соборе.

Вход в собор оказался платным. Правда, за те деньги предлагалась экскурсия на немецком языке...

Когда кассир убедилась, что что нам экскурсия совсем не поможет, она снабдила нас двумя листками описания на русском языке, с настойчивой припиской красной ручкой " Пожалуйста отдайте обратно" . Раз уж просят вернуть, то стоит их сфотографировать, решил я и оказался прав. сейчас именно эти пара листов станут основным источником информации для этого материала.

Только из этих двух листиков я узнал, что в 1028 году папа Иоганн, как написано на нем, или Иоанн XIX , как это имя принято произносить у нас, разрешил перенос перенос резиденции епископа из города Цайц поближе к владениям Эккехарда I, что и дало толчок к постройке этого собора.

Забавно, но вот на примере того же Цайца, куда мы заехали после Наумбурга, можно вновь вспомнить мое рассуждение в начале материала об былом величии некоторых совершенно неизвестных городах в Германии. Тому же Цайцу уже 17 веке выпал вторичный случай, когда он стал столицей целой земли, и где был построен Замок Морицбург в Цайце, короткая разведка "с боем", но увы, сейчас об этом городе не слышали даже многие жители Германии.

Впрочем, мы немного отвлекись, и я предлагаю, вспомнив, что в момент нашего посещения вся Европа готовилась отпраздновать Рождество, и Наумбургский собор не мог остаться в стороне...

... пройдем внутрь.

Практически все посетители собора начинают его осмотр с внутреннего двора, и как раз там собралась та самая сборная группа, для которой начинали экскурсию на немецком языке. мы с женой решили, что еще заглянем сюда перед выходом, и первым делом попали ... в крипту.

Кстати именно крипта — самая старая часть собора, дошедшая к нам с 11 века...

... правда основные детали, с том числе распятие датируются 12-13 веками...

А далее проходим непосредственно в собор...

Знаете, когда собор выделяется ЮНЕСКО, от него ждешь чего-то особенного, причем сразу и наповал. А здесь как бы мгновенного вау-эффекта не возникает. Но скажу сразу, собор реально крут, просто он хорош в частностях, раскрывается постепенно, так сказать, рассчитан на эстета.

кафедра собора, датируетс

кафедра собора, датируется 1466 годом

кафедра собора, датируетс

кафедра собора, датируется 1466 годом

Итак, мы имеет трехнефную базилику с клиросами в восточной и западной сторонах. Клиросы от основного помещения отделялись восточным леттнером в познероманском стиле (это самый древний, сохранившийся с 1230 года немецкий леттнер)...

...и западным леттнером в стиле ранней готики, датируемой 1250 годом.

Лично я впервые встречаю слово "леттнер", и предполагаю, что я такой не один, потому на всякий случай убедился в Вики, что такой термин действительно используется в русском языке, и мы не имеем типичный случай автоматического перевода, которым могли воспользоваться немецкие составители информационного листка. Действительно, читаем в "Словаре архитектурно-реставрационных терминов" :

Леттнер (нем. Lettner, от Letter — буква, писание)
В соборах средневековой Германии — поперечная преграда, отделяющая западную часть главного нефа от хора — восточной части, примыкающей к алтарю (ср. канкелла; лекториум).
С трибуны леттнера читали библейские тексты (отсюда название), в центре возвышается Триумфальный крест. Английское название подобного сооружения — скрин 
(terms.archodessa.com)
Западный леттнер, по признанию того же инфолиста, больше является фасадом другой церкви, которой фактически выступает западный клирос.

На фасаде мы видим сцены судилища и последнего пути Иисуса Христа...

А вот внутри мы обнаруживаем главную особенность собора, благодаря которой он стал знаменит на весь мир... Но не сразу.:))) Сперва нам предлагается обратить внимание на витражи, и на проходящую в данный момент их реставрацию. На трех окнах западного клироса сохранились росписи 13 века, еще два были полностью заменены в 19 веке.

А вот дальше то самое уникальное явление. Скульптура в католических соборах используется довольно часто. Но практически везде соборы украшают скульптуры святых и сцены из бытия. В Наумбурском соборе в западном клиросе в 1260 году были выставлены ростовые скульптуры так называемых донаторов, или учредителей и спонсоров строительства этого собора.

Их создал неизвестный скульптор, который вошел в историю, как "Мастер из Наумбурга".

Всего 12 скульптур, 8 (четыре мужских и четыре женских) — одиночные...

А главных основателей, два маркграфа и их супруги, были выполнены как семейные пары. И вот здесь мы и находим то самое женское лицо, сопровождающее все информационные источники об этом соборе. Маркграф Эккехард II и его супруга Ута.

Сама Ута Балленштедтская (Uta von Ballenstedt), или Ута Наумбургская, в своей жизни не прославилась настолько, как мне кажется, чтобы мы ее вспоминали спустя тысячелетие. Брак дочери маркграфа Балленштедта с маркграфом Мейсенским Эккехардом II был по политическим интересам и оказался бездетным. После смерти мужа, который успел по-править 15 лет, его род прервался и Ута, отказавшись от наследства, ушла в монастырь. Ее точная дата смерти осталась неизвестной... Ее единственное изображение дошедшее до нас — как раз скульптура "наумбургского мастера", на которой ее лицо настолько " излучает чистоту и силу", что скульптурное изображение Уты признается самым ярким женским образом в искусстве Средних веков.

Покидаем западный клирос и направляемся к восточному.

Чтобы на него попасть, нужно подняться по лестнице.

А у этой лестницы оказались перила, которые больше всего запомнились именно мне.

Да, они совсем не старинные. сделаны в 1983 году наумбургским скульптором Генрихом Алелем, но так выразительно изображают стремление практически всех сословий человечества достичь небесного рая...

... где по мнению автора их встретят Адам и Ева:))

Восточный клирос, как мы отмечали, самый старый в Германии...

был существенно дополнен молитвенниками и сидениями из дерева в 13-15 веках.

Главный молитвенник датируется 1400 годом.

Здесь есть еще одна боковая дверь, ведущая к лестнице наверх.

Но идти туда я бы не советовал. Я поднялся, в надежде попасть на какой-нибудь балкон с видом на интерьер собора, а обнаружил глухую комнату, в которой были выставлены немного каких-то церковных артефактов...

Так что просто любуемся работой средневековых мастеров...

... и спускаемся по другой лестнице, тоже с оригинальными перилами.

Этот поручень был создан тем же мастером, только по-раньше, в 1972 году, и изображает процессию зверей к проповедующему святому Франциску.

В принципе это все. можно вспомнить, что традиционно этот собор был местом захоронения местной знати...

Еще, что бросилось в глаза — видимо из-за присутствия двух клиросов, собор не обладает роскошным органом, который мы привыкли наблюдать на противоположной главному алтарю стене. Не знаю, как из этой ситуации выходили в давние времена, но с 1982 года здесь играет вот такой орган Вальтера Зуппера...

Ну и в конце, как мы и планировали, мы заглянули во внутренний двор собора...

... где к тому моменту уже никого не оказалось:))



Фотографии


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Германии

Когда от камня отсекается все лишнее
«Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее»,- именно такой совет своим ученикам давал великий Микеланджело и вторил ему Огюст Роден на вопрос, как сделать скульптуру... Фонтебло, Франция В очередной подборке я собрал скульптуры, ...
Читать далее

Дата 03.03.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели30

Надвратная капелла Лорша, лучший пример зодчества каролингов
Практически ничего не осталось от некогда процветающего имперского аббатства в Лорше, основанном еще в 8 веке, и "разогнаном" в период реформации. И на фоне этого удивляет великолепная сохранность надвратной капеллы. О ее возрасте известно лишь то...
Читать далее

Дата 20.03.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели9

Небольшая церковь св. Марка в Пишене, сейчас районе Дрездена
В больших городах, богатых своей историей, все внимание туристов, как правило, сосредочено в исторических цертрах и отдано величественных дворцам и соборам. Небольшие-же церкви, особенно находящиеся на окраинах городов, остаются обделенными нашим вни...
Читать далее

Дата 23.03.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели16

Неоренесансная ратуша Пишена, сейчас уже района Дрездена
Небольшая деревушка Pieschen впервые упоминается в письменных источниках в 1292 году, как поселение сербских рыбаков на северо-западе Дрездена. На протяжении нескольких столетий она практически не развивалась, только в роду деятельности добавив выращ...
Читать далее

Дата 23.03.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели23

Что осталось от имперского монастыря в Лорше (ЮНЕСКО № 515)
В 764 году, согласно Кодексу Лорша был основан "благородный" монастырь Робертинера Канкора, на тот момент графа Оберрейнгау. Некоторое время этим монастырем управляли члены семьи графа. Сперва настоятелем был его племянник, а позже и его наследник...
Читать далее

Дата 27.03.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели8

Отзывы туристов