Страна красивых людей с грустными глазами

Lena Страна:Армения
Город: Дилижан
Время отдыха: Дата вылета апрель 2007

Дата06.01.08 Хороший отзыв5 Ответов 1 Просмотрели10965

Это не так чтобы путевые заметки… Описаний памятников здесь нет. Отчета о том, что я делала в первый-второй-третий день путешествия – тоже. Так… То да сё… Все больше восторги приколы, но есть и немножко полезностей – для тех, кто собирается в Армению.

Вообще-то сначала я хотела в Грузию. Ну, знаете: царица Тамара, старый Тбилиси, Сванетия и знаменитое грузинское гостеприимство. Как-то Грузия больше раскручена…
А потом мне случайно попался фотоальбом из одного путешествия по Армении – и я поняла: не нужен мне берег ни грузинский, ни турецкий, ни Африка мне не нужна! Сюда хочу!!!

Дело было в середине января. Идеальным мне представлялось путешествие в апреле. «Южная страна, будет +15 – как раз хорошо» - думала наивная я. На деле было от -5 (дней пять из семи) до +15 (в последние два дня). А я, как дура, в тряпичных кедиках. И хорошо, что куртку взяла. Я вообще-то хотела ее дома оставить. На юга еду!
В общем, я начала собираться.

Дорога
Если открыть границу между Россией и Грузией – добираться будет очень дешево. Но пока что она закрыта, и другого пути, кроме лететь самолетом, нет.
Закрыты границы и с Турцией и Азербайджаном.
Если нечего делать – едьте через Иран. Если хотите увидеть побольше, и есть время – едьте через Грузию. Перелет туда обычно стоит немножко дешевле, чем в Ереван, а из Тбилиси есть ночной поезд (10 долларов плацкарта) и маршрутки (идут раза в три быстрее, билет – 20 долларов).
Билет Киев-Ереван-Киев стоит около 400 долларов. Из Москвы и обратно, в принципе, столько же.
Сэкономить можно, если попасть на акцию. У «Армавиа», например, в прошлом году с 8 марта по 7 апреля действовала 30% скидка для женщин. А у «Аэрофлота» зимой в этом направлении случаются распродажи, можно сэкономить долларов 100. Проблема только в том, что ни зимой, ни в марте-апреле, я даже своим врагам ехать туда не советую. ОООООЧЕНЬ холодно!...
Украинские перевозчики скидки на рейсы в Ереван почему-то не предоставляют. А жаль…

В аэропорту, как и везде, между пассажирами мечутся наглые таксисты, которые настойчиво предлагают отвезти вас в центр всего-то за 50…30… эх! Была-не была! За 20 долларов! Не слушайте никого, пройдите до остановки маршруток. Там тоже стоят такси, но уже с нормальными расценками. В центр – около 7-8 долларов. Если Вы прилетели не в воскресенье, то там есть и маршрутки – все они тоже идут в центр.

Пустите переночевать!
Гостиницы в Ереване и в Дилижане достаточно дорогие. Но в Ереване есть один международный хостел, хотя, как для хостела – тоже недешевый, 20 долларов за ночь. Комнату в центре Еревана можно снять долларов за 10-15.
В других городах (если, например, собраться на юг страны), конечно, дешевле. Редкий турист долетает туда.

В принципе, особенно насчет поиска гостиницы я не заморачивалась. Мне было интересно познакомиться с армянами, увидеть, чем мы похожи и чем различаемся – что я и сделала. Асмик и Мигран, у которых я прожила неделю, пригласили меня, даже не почитав мой профайл на сайте Хоспиталити Клаб (членами которого мы являемся). На их несчастье, мне так у них понравилось, что я собираюсь приехать еще :-)

И вообще, я должна вас предупредить. Если едете в Армению, будьте готовы к тому, что люди будут звать вас переночевать у них. Даже не узнав, как Вас зовут. Вы просто спросите у человека: «А где тут у вас есть гостиница?» - и все, Вы попали. Вы будете предлагать им деньги за ночлег – они будут отказываться. Вы попытаетесь хотя бы купить что-то, чтобы не идти в гости с пустыми руками – у вас будут забирать из рук выбранный товар и возвращать продавцу. В конце-концов, в перепалке с гостеприимной хозяйкой Вы забудете на прилавке то, за что уже заплатили деньги. Утром хозяйка потащит вас (хоть всеми лапами упирайтесь) в тот же магазин забирать забытое добро («обидели гостя!») – и прямо с порога усатый продавец радостно замашет руками и закричит на весь зал: «Куда вы вчера побежали?! Я вас звал-звал, всю торговлю закрыл!» - и достанет аккуратно упакованную в пакетик забытую Вами коробку конфет. Лично со мной так все и было.

Маршрут
Обычный маршрут путешествующего в Армению индивидуума оборачивается петлей вокруг Еревана. Радиус – 50 км. При том что красот и достопримечательностей в малюсенькой стране столько, что если расставить их равномерно – получится примерно полторы «красОты» на каждые десять километров.

Взяв себя в руки, я решила ограничиться следующим:
1. Гарни + Гегард
Это два древних храма в окрестностях Еревана. Гегард вырублен в скале, внутри – шикарно, очень впечатляет. Я одна влезть в эти норы не рискнула… Гарни находится по дороге к Гегарду. Т.е. сначала добираешься на обычном автобусе к Гарни, а оттуда берешь такси. Мне слегка не повезло. Точнее, сначала повезло – был будний день, утро, прозрачный воздух, солнце, тишина – и я одна-одинешенька гуляю вокруг храма Гарни… Нагулявшись, выхожу, чтобы ловить такси и ехать в Гегард – и ни-ко-го… В конце концов обнаружился дяденька, вызвавший по телефону своего племянника с машиной и мы рванули. Племянник, как выяснилось, по-русски не говорит и не понимает. По-английски, конечно, тоже. С армянским не сложилось уже у меня. Правда, к моменту поездки в Гарни я уже расшифровала десять армянских букв, но почему-то мне казалось, что этого маловато… Всю дорогу племянник, наученный горьким опытом «возни» других туристов, останавливался над каждым ущельем и требовал, чтобы я выходила и делала фотографии. «Фото! Красиво!» - требовательно объяснял он мне – и ручкой так делал повелительно, давай, мол, чего тормозишь? Я идиотски хихикала, боком выкарабкивалась из перекосившейся на скалах машины и делала вид, что фотографирую… Водитель затихал до следующего живописного ущелья.
Боясь, что племянник не дождется меня и уедет (топать обратно 10 км, как отец Федор, не хотелось), Гегард я обежала бодрой рысью. Внутри храма у меня сели батарейки в фотоаппарате. Это был единственный храм, который стоило сфотографировать изнутри (гляньте на фотографии в ссылке выше) – и единственный раз в моем путешествии по Армении, когда я НЕ потащила запасные батарейки с собой. Беременные женщины и аксакалы были очень недовольны, когда я громко ругалась матом, и эхо билось о голые стены гор…

2. Эчмиадзин и Звартнотц
Эчмиадзин - самый первый христанский храм в мире. Возможно, я что-то путаю, но мне нравится так думать. Добраться туда очень легко, ходит автобус. Впечатляющее место. Не знаю, почему, но зайти ВНУТРЬ у меня ума не хватило :-)
Храм Звартнотц вообще-то находится по пути в Эчмиадзин. Нормальные люди ездят и туда, и туда в течение одного дня. Я к ним, к этим людям, не принадлежу. Мне удалось методом научного тыка попасть в Звартнотц, кажется, с четвертой попытки. В первый раз я попросила девушку, ехавшую вместе со мной в маршрутке, подсказать мне, когда лучше выйти, чтобы попасть в Зварт-ноц. «Хорошо-хорошо, покажу» - любезно закивала девушка. Кажется, где-то в середине пути она искоса на меня глянула. Возможно, это была подсказка, а я ее не поняла. В следующий раз я решила, что буду умнее (тут я погорячилась, нельзя быть умнее, чем ты есть) – и устами своей армянской подруги попросила водителя маршрутки высадить меня возле ХРА-МА ЗВАРТ-НОЦ.
- Да-да-да! - вскричал водитель, т.е. я думаю, что сказал он это, да и подруга подтверждает. – Конечно, я знаю, где это.
И вытолкнул меня из маршрутки посреди шоссе. С одной стороны этого шоссе стоял аттракцион «Чертово колесо» и две пятиэтажки. Что было с другой стороны, я не помню, хотя потом прошла по этой другой стороне километра полтора… Выталкивая меня из маршрутки, пассажиры и водитель с очень добрыми лицами что-то мне ласково, как слабоумной, объясняли и показывали на «Чертово колесо»… Кажется, они были уверены, что я приехала на посмотреть именно на него… Минут двадцать я бегала кругами и пугала редких прохожих неожиданными вопросами. Но, либо в моем варианте название памятника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был местным жителям незнаком, либо… Нет, второго варианта у меня нет. Наконец добрая женщина, пойманная мной в подземном переходе на противоположную сторону шоссе, задумалась и сказала что-то вроде: «Странно… Я ни о чем таком не слышала… Но если вам так приспичило, то на остановку ближе к Еревану есть церковь. Вам нужно сесть на автобус и вернуться назад».
Рассудив, что остановку я и сама пройду, тем более, что к автобусной остановке пришлось бы идти почти столько же, я потопала. По той самой стороне, о которой я ничего не помню. Каждая проезжающая машина с восторгом сигналила, а водитель и пассажиры высовывались и кричали приветствия. Мой аналитический ум подсказывает мне, что по дорогам в Армении одиноким девушкам лучше не ходить. Даже если вы одеты в куртку типа «бомж» и ничего не обтягивающие джинсы. Принимают за особ определенного поведения. Впрочем, моя подруга-армянка часто путешествует автостопом по Армении и Карабаху и говорит, что никогда никаких проблем не было. Мой аналитический ум подсказывает мне, что НЕПОХОЖИМ НА АРМЯНОК девушкам по дорогам лучше не ходить. Просто чтобы не испытывать морального дискомфорта.
Ах, да… В указанном направлении Звартноц-таки обнаружился! Правда, когда я нагулялась и попыталась уйти, оказалось, что выход (он же вход) закрыт. Билась бы я о ворота до следующего утра, но в это же время шел домой дедушка, продающий возле храма открытки с видами. Угадайте, что он сказал? Что все уже ушли домой, потому что работают до шести. Когда я поинтересовалась, как мне теперь выйти, дедушка, променстрировав чудеса ловкости, показал мне тайный ход через дырку в ограде. Спасена!

4. Дилижан
Оййййй, как там красиииивоооо! Оййййй, как там хоооооолооооодно было в апреле…
Ехать туда из Еревана около двух часов. Уже в маршрутке я начала синеть от холода. Несколько раз мы поднялись и спустились (заложило / «разложило» уши). Потекли сопли. Въехали в тучу. Выехали из нее. Оказались очень высоко. Спустились по дороге, выложенной слоями по одному склону горы.
Выйдя из маршрутки, я спросила женщину, ехавшую в ней же, где здесь гостиница. И попала. История в принципе описана выше.
Меня схватили в гостприимные тиски. Откупиться не удалось. С большим трудом я отвоевала право купить что-то «к чаю». По дороге мы заходили во все магазины, где меня показывали людям и, кажется, хвастались.
Окоченев, мы дошли в конце-концов к моей хозяйке домой. Там я опрометчиво упомянула, что я слышала о знаменитом абрикосовом варенье… Я хотела только похвастаться знаниями! В результате пришлось давиться деликатесом… Я, конечно, люблю абрикосовое варенье… А это было вообще офигительное – целые абрикосы размером с персик, внутри каждой абрикосины – вкусная серединка из косточки… Но поймите меня правильно! Если бы только варенье! Сначала же в меня запихнули тушеную крапиву, национальное дилижанское блюдо, потом ради дорогого гостя открыли драгоценную, подаренную хозяйке подругой, банку бамий (ммммм… мечта!), потом… Ох… Очень трудно быть гостем на Кавказе!
Вечером из дома хозяйка меня не выпустила. Утром я потеряла последнюю надежду самой осмотреться, т.к. по большому блату был вызван знакомый таксист («которому можно доверять»), строго проинструктирован насчет меня хозяйкой – и меня с почетом, как тухлое яйцо, повезли смотреть достопримечательности. Сначала – Агарцин. На полпути машина застряла в снегу. Таксист, кряхтя, выбрался из машины и проконвоировал меня к достопримечательности. Приблизится не позволил. «Там собаки» - сказал он, спорить я не решилась. И мы поехали в Гош, где, как сказал таксист, находится Гошаванк – еще один монастырь, который тоже любят туристы. По дороге (ехали мы минут 15) снег растаял. Сразу скажу, что когда мы вернулись в Дилижан (через час примерно), там уже успели вырасти подснежники. Круговорот времен года в природе. Наглядное пособие.
Гош – очень милая деревушка. Завидую тем, кто туда приехал без конвоя. Меня же высадили и дали 20 минут на рекогносцировку. Отойдя на приличное расстояние, мой «покровитель» присоединился к группе местных мужчин и завел светскую беседу, не спуская с меня, неразумной, глаз. Не исключаю, что он тоже мной хвастался.
Сразу же образовался торговый ряд из одного стола. Его шустро вытащила супружеская пара, живущая поблизости от монастыря, вокруг которого я, как козленок молодой, скакала с фотоаппаратом, делая вид, что мне очень нравится такое занятие. Я их сфотографировала и купила два стакана вкусно пахнущей травы для чая (мой аналитический ум подсказывает мне, что это был средиземноморский чабрец) и вязанного мишку. Последний был мной приобретен после сообщения о том, что он сделан детьми. Я в это не поверила, но легенда хорошая – и теперь мишка, нареченный Гоша Мясникян (имя – от названия места рождения, фамилия – от главной улицы Дилижана) проживает на диване моей сестры. Он счастлив и горячо любим.

5. Севан и Севанский монастырь
Я проезжала мимо, пока катила с синим носом в Дилижан и обратно.
Облака плыли прямо по воде. Чайки радостно лопотали по волнам ногами и давали друг другу подзатыльники. На обледеневшей горке торчал хорошо знакомый мне Севанский монастырь. Кажется, он тоже посинел от холода. Я поняла, что моей силы воли не хватит на то, чтобы выйти на этот жуткий холод и, цепляясь когтями, карабкаться по скользкой горке, чтобы обойти три раза вокруг памятника культуры. Как-нибудь в другой раз.

6. Нораванк и монастырь Татев
Ничего не могу сказать. Очень хотела сюда попасть, но не добралась. Просто посмотрите фотки – и меня поймете. Ехать от Еревана около 5 часов. Долго, выбираться надо дня на три ,чтобы посмотреть и окрестности - но я поеду, в следующий раз.

Что увидеть хотелось, но было нереально в рамках одной поездки:

Айриванк – пещерный монастырь, основан в IV в. в ущелье реки Гарни. Это комплекс памятников Армянской средневековой архитектуры.

Норадуз – очень старое кладбище. Ненавижу кладбища, но сюда почему-то хотелось попасть при жизни…

Нагорный Карабах – войны там нет. Людей не убивают. Асмик (та самая моя подруга, у которой я жила в Ереване), ездит в Карабах постоянно. Пока жива и полна положительных впечатлений. С транспортом вот плохо. Но это решается, если у Вас есть водительские права – просто берете напрокат машину и едете. Дороги везде хорошие, насколько я могу судить... Для въезда в Карабах Вам понадобится виза, которую можно получить в Ереване. Если Вы армянин – не понадобится. Если планируете потом, когда-нибудь, еще съездить в Азербайджан – просите поставить визу в Карабах не в паспорт, а на отдельный бланк. Иначе въезд в Азербайджан Вам будет воспрещен.

Сувенирчики, подарочки
Вкусности! Суджух – сладкий и соленый, бастурма, лаваш (домашний и магазинный). Миндальные пряники! Чечевица и турецкий горох «нут». У нас их не продают. Такие специальные лепешечки для приготовления аджарского харакири… то есть хачапури. Кажется, что-то еще было, но я не помню…

Музыка! Я прибалдела от сборника мелодий на национальном инструменте «дудук» - и балдею до сих пор. Еще есть интересные этно-роковые музыканты. В общем, заходите в музыкальный магазин – и копайте до забора. Обязательно найдете что-то интересное.

Керамика и прочие народные промыслы! Я сама слегка керамист. Но уезжала из Армении, прижимая к груди огромную глиняную миску, купленную за 25 долларов с риском опоздать в аэропорт, в последнюю минуту. Налюбоваться не могу.

Часто задаваемые глупые вопросы
А ТУДА НЕ ОПАСНО ЕХАТЬ ОДНОЙ?
Опасно, очень опасно. Можно споткнуться, упасть, очнуться - гипс. Берегитесь, девушки! И парни тоже.

А ТАМ НА УЛИЦЕ НЕ ПРИСТАЮТ?
И даже не смотрят. Может, это я такая страшная, конечно…
Но, кажется, это просто не принято – разглядывать незнакомых людей.
У меня осталось впечатление об армянах, как об очень тактичных, ненавязчивых людях, уважающих личное пространство постороннего человека. Это единственное место, где меня НЕ раздражала толпа и где мне было морально комфортно ездить даже в переполненном автобусе. Случай на шоссе возле Звартноца я считаю своей ошибкой :-)

А ТАМ, НАВЕРНОЕ, ВСЕ ОЧЕНЬ ДЕШЕВО?
Я бы не сказала. То, что я могла сравнить, было дороже, чем в Украине. Хотя, если сравнивать с Москвой – да, наверное, очень дешево :-)
По моим наблюдениям, очень много привозных товаров, сделанных не в Армении. Возможно, этим объясняется уровень цен.

А РАЗВЕ ТАМ НЕ НЕНАВИДЯТ РУССКИХ? Я ВОТ СЛЫШАЛ…
Если со мной заговаривали по-армянски я, естественно, отвечала по-русски, что извините, моя твоя не понимайт. После чего собеседники улыбались и переходили на понятный мне язык. Мой аналитический ум подсказывает, что к русским и к русскому языку здесь относятся намного лучше, чем это кое-кому кажется.

Для тех, кто уже собрался – полезные ссылки

И фотографии из моего путешествия: