Павел Щербань Страна:Болгария
Город: София
Время отдыха: Дата вылета август 2012

Дата15.04.15 Хороший отзыв3 Ответов 3 Просмотрели1707

Я узнал об существовании Искырского ущелья из путеводителя Томаса Кука как совет для однодневной поездки из Софии. В этом материале я попытаюсь показать как само ущелье, насколько мне это удастся, так и сравнить то, что написано в путеводителе с тем, что мы реально смогли увидать.

Итак первая фраза — замануха:

"Замечательное по своей красоте ущелье находится в менее чем часе езды от центра столицы. Вас ждут не только завораживающие виды, но и возможность познакомиться с традиционным укладом жизни обитателей деревень, расположенных у подножия почти отвесных стен ущелья. Если захватили с собой в поездку "кошки" и крючья, самое время воспользоваться — подберите обрывистый склон по вкусу и проявите свои альпистские навыки.
Продолжительность поездки 6 часов, протяженность 125 км."

Пока сказать могу одно — мы не альпинисты, и последнее предложение не про нас. Остальное весьма заманчиво. Одно но, мы заехали в ущелье с другой стороны, с севера, и проехали в обратном направлении. Второе — мы сюда приехали из Белоградчика, под весьма серьезным впечатлением от того феноменального места, потому тут уже работал эффект сравнения. Третье, у нас не было 6 часов, но нам и не надо было возвращаться в Софию, не с нее приехали, в нее и не заезжали...

Так что дальше я буду все-таки описывать наш маршрут по направлению нашего следования.

Место, где мы въехали в ущелие в путеводителе описано так "дальше (это после Черепишского монастыря) ущелие разширяется, и с приближением к Мездре в долине вновь появляются признаки сельскохозяйственной деятельности"... Ну, районы около Мездры я вообще к ущелью не отношу, я это описал раньше. Тут тоже красиво, но ущелье уже заканчивается (или для нас еще не началось

Искырское ущелье: река и скалы. Мифы и реальность

А вот такая формулировка может легко оттолкнуть туристов от поездки "дальше", да и экскурсиооные автобусы из Софии, похоже, в Черепише разворачиваются и везут обратно в Софию. А между тем имеено эта часть ущелия нам понравилась больше всего. Здесь дорога идет по верху, потому, сделав остановки, можно наблюдать шикарные панорамные виды

Далоее дорога пойдет уже по дну ущелья, и такого не будет

Хочу оговориться, что я планирую дальше отдельные материалы по разным участкам, потому здесь больше описаний, чем фото...

Проехав несколько километров мы подъехали к Черепишскому монастырю. В путеводителе это пункт 6, последний. Цитирую: "Монастырь живописно располдожился в узкой речной долине, в расщелине между островерхими белыми утесами. Его почти не вижно с главной дороги, он существует словно в ином измерении. Рядом с комплексом монастырских построек вольно пасутся гуси, утки и свиньи..."

Тут подпишусь под каждым словом, даже могу добавить. тут легче, про него я уже успел написать  Тихая обитель - монастырь 14 века, возведенный на черепах,  Черепишский  монастырь - обитель в живописнейшем ущельи,  Храм  Черепишского монастыря - древние росписи и иконы

Далее первый облом, или скорее небольшая нестыкавочка. Читаем пункт 5

"Оплетня.
Оплетня знаменита своим овечьим сыром; здесь работает фабрика по производству болгарского "желтого сыра", компонента многих видов болгарской пиццы. В километре за селением — правый поворот на деревню Еленовдол. Высоко среди балканских пиков расположился монастырь Седемте-Престола, до которого три часа ходьбы"
Заехали мы в Оплетню. Один из нас уж очень хотел прикупить овечьего сыра. Очень маленькое село с очень узкими улочками. На улица ни души. Подъехали к поссовету. Оставили авто, попытались найти хоть магазинчик, хоть частного торговца — ничего! Может сыр они и производят, но в самой Оплетне его не найти. Не найти тут и живописи (у меня ни ондной фото!:), так что заезжать смысла не вижу. Второе — поход в горы. 3 часа в одну сторону. А как же "на все 6 часов"? В общем, для детальных исследований нужно планировать время, хорошую обувь — там море отличных треккингов, не для "короткого наскока", как это было у нас...

Пункт 4. Лакатник. Цитирую:
"Достопримечательность деревни — одно из самых живописных природных образований в Болгарии — Лакатниковские скалы, признанная колыбель альпинизма."

Дорога идет по одному берегу реки, здесь же скалы. Река и сама красива

Искырское ущелье: река и скалы. Мифы и реальность

Но нужно перехать на другой берег. Это фото с моста

На другом берегу ж.д. и автостанция "Лакатник", само село в пяти километрах в горах. Так вот, в само село ехать не нужно. Пять кил по узкому серпантину в лесу вверх, потом столько же вниз, практически никаких новых красивых видов. Вид на скалы — прямо от станции, дальше ехать не нужно!

Искырское ущелье: река и скалы. Мифы и реальность

А на другом берегу напротив Лакатника есть неплохой ресторанчик "Пещерата", рядом с пещерой с источником воды. Можно и поесть, и полазить.

Тут же начинается множество разных треккингов в горы Природного парка Врачанский Балкан

На подъезд к Лакатнику мы потратили примерно час. Потом около часа на обед и пещеру (а не ели то с утра, только кофе в Белоградчике). По большому счету уже не оставалось эмоций для дальнейшего качественного изучения ущелья. Тем более, что все остальное требовало опять куда-то уходов и отъездов, а мы дважды подряд прокололись сперва полностью с Оплетней, потом частично с Лакатником. Потому мы уже никуда не сворачивали. Пункты 3 и 2 просто процитирую.

3. Бов.
"Остановка в Бове позволит по тропе пройти к водопаду Скакля, одному из самых высоких в стране. От железнодорожной станции путь ясно отмечен указателями"

Не пошли. Самый высокий... но насколько полноводный в августе. Засомневались...

2. Своге.
"Город с населениемоколо 9 тысяч жителей расположен у слияния рек Искыр и Искрица. Здесь небольшой Исторический музей... (пропускаю).
за Своге ущелье особенно впечатляет..."

Чесно, нас больше пречатлило ушелье там, где мы въезжали. На Своге мы как раз закончили наш маршрут и свернули налево в сторону Ловеча, где нас ждал ночлег и футбол. Но Своге и начало ужелья мы засняли. Вот одно из последних фото.

Искырское ущелье: река и скалы. Мифы и реальность

Резюме. Искырское ущелье посещать нужно и интересно. Просто выбрать на это побольше времени, может еще немного информации. Я лично, если судьба занесет в те места, обязательно постарюсь завершить начатый осмотр...

В конце добавлю еще фото реки Искыр, прорубившей такое чудное ущелье в Балкнских горах